Есть люди, которые полюбили читать рано. Потом им проще осваивать грамматику и формировать литературный вкус. Есть те, кто взялся за книгу поздно — им ещё не с чем сравнивать, нужно многое наверстать. А есть люди, которые начали читать поздно и не то. То есть всё школьное время обходились краткими содержаниями и обязательными списками, а потом взялись за «духовность».
И вот человек, который не увлекался приключениями рыцарей и пиратов, не мечтал спасти принцессу от дракона, не сталкивался с непрошибаемой капиталистической, коммунистической или религиозной идеологией, не разочаровывался, найдя под яркой обложкой совершенно посредственный текст, не воспитал в себе таким образом критическое восприятие книги, — вот этот человек берётся за Кастанеду, Папюса и Блаватскую. В лучшем случае. Плюс интернет. Всё, теперь они Носители Истины, интеллектуалы и весьма начитанные люди, с которыми при этом нечего обсуждать.
Рассказать о понравившемся авторе? Но это художественная литература, о ней говорят презрительно, там нет ничего трансцендентного. Поговорить «о высоком»? Упирается в абсолютное незнание основных внешних источников. В клубке всяческих переосмыслений мировых религий буддизм сплетается с индуизмом и приравнивается к кришнаизму, а христианство становится смесью учения «Свидетелей Иеговы» со всем плохим, что только можно сказать про евреев. И Мексика в образе Марии с двенадцатью (или их было семь?) заповедями Христа.
История, вечная страдалица, искажается ещё сильнее: то Египту тысяча лет, то Руси никак не меньше миллиона. На самом деле не было Золотой Орды, Наполеона, Рюрика и Колумба. Динозавров, скорее всего, тоже.
И ладно бы просто глупость — мало ли недалёких людей. Но только эти будут презирать меня за любовь к фантастике, читая про магию, пришельцев и прекрасные исчезнувшие цивилизации в книгах с названиями типа «Великие тайны торсионной экзистенции ведического буддизма на Руси».